Одной
из истин моей педагогической веры
является
безграничная вера в воспитательную силу книги.
В.
Сухомлинский
Процесс социокультурного развития
ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру,
воплощением которой является знакомство с разными городами. Ведь каждый город
представляет собой особый «культурный организм».
Знакомство с любым городом предполагает
погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые
запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике.
Но влияние культуры города на развитие личности ребенка происходит не само по
себе, а тогда, когда личность, говоря словами известного краеведа Николая
Павловича Анциферова, начинает «понимать язык города, вступает с ним в беседу».
При этом важно учитывать, что ребенок первых лет жизни познает мир
практическим, наглядно-образным путем, значимую роль в его познании мира играет
творческое воображение.
Обращение к проблеме ознакомления детей
с городом, в частности с Санкт-Петербургом мы с ребятами начали с темы
«Блокадный Ленинград».
И книга Виктора Бундина «Город и
река» — попытка ответить на разные вопросы моих воспитанников. Условием
успешного познания и присвоения ценностного содержания культурного наследия
Санкт-Петербурга ребенком явился интерес детей к прошлому и настоящему города.
Интерес выступает как активное эмоционально-познавательное отношение детей, направленное
на объекты культурного наследия Санкт-Петербурга (символы, памятники,
архитектурные сооружения и традиции).
Листая
страницы книги ребята «побывали» на: крейсере «Аврора», разведении мостов,
морском вокзале, Сенатской площади, где осмотрел памятник первому
российскому императору Петру Великому.
Такое знакомство с историей и культурой
города на Неве расширяет нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира,
способствует становлению у дошкольников эмоционально - ценностное отношение к
семье, дому, родному городу, краю, к истории и культуре нашей страны. Н.А. Данилова