Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь.
Ф. Тютчев
Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой окружающего мира.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
В народе говорят: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Только западает в сердце осень не ненастьем своим и скукой, а запахом яблок и бабьим летом сентября, октябрьским золотом листопада, хлебосольством да предзимьем ноября.
Хмурится небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи, льют частые дожди, гуляют холодные ветры, но все же никакое другое время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок и обилие контрастов в природе, усиливающих восприятие окружающего мира. Когда еще можно увидеть пылающую, как свеча, желтую березку на фоне ярко – голубого неба, услышать прощальные крики журавлей, побродить по шуршащим под ногами листьям? Важно! каждый раз удивлять, изумлять детей увиденным в природе.