«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность, поведение — это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Во время прогулки дети наблюдали такую картину - на участок прилетела птичка, хотела попить из лужицы, но у нее ничего не получилось. Как же так?
Дети заинтересовались, а подбежав к луже, догадались, вот значит почему так получилось! Лужицу сковало льдом. Беседуя с детьми закрепили понятия о таком явлении, как лед (твердый, прозрачный, холодный, гладкий, шершавый и т.д.) и конечно всем нам захотелось его потрогать.
Содержание таких бесед с детьми доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальных умений, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий.