Наиболее благоприятным периодом для ознакомления воспитанников с природой является лето, когда они большую часть времени проводят на свежем воздухе. Именно лето дает возможность знакомить детей с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер.
Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни детского сада (например, наблюдение за птицами, цветами, солнцем, небом во время прогулки и в группе). На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. Не зря великий критик В.Г.Белинский считал природу «вечным образцом искусства».